Общеизвестно, что способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми превращает ребенка из биологического существа в личность, позволяет усваивать нормы человеческого поведения. Нарушения в речевом развитии ребенка могут привести к характерологическим, личностным аномалиям, особенно при воздействии неблагоприятных социальных средовых факторов. Около 20% детей, поступающих в школу, имеют те или иные отклонения в развитии речи. В последующем большинство из них имеют трудности в усвоении письма и чтения (дисграфия, дислексия). Такой ребенок не в состоянии использовать письменную речь как средство для получения знаний, что приводит его к школьной дизадаптации, а в дальнейшем и к посредственной социализации. Практически у 100% учащихся начальной школы с трудностями обучения письму и чтению выявляются нарушения психического здоровья. То есть с целью коррекции возможных осложнений дети дошкольного возраста с речевой патологией нуждаются в пристальном внимании специалистов: логопедов, неврологов, психиатров, психологов.
Под нашим наблюдением находилось 27 детей, посещающих старшую и подготовительные группы детского сада. Из них, по заключению логопеда, двое детей имели минимальные дизартрические расстройства, 8 детей – с общим недоразвитием речи (ОНР), 17 детей – с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) речи. Все дети обследованы психиатром. Нормальный уровень интеллектуального развития обнаружен у 23-х детей; 4 детей страдали расстройством психологического развития (ЗПР). С целью коррекции речевых и интеллектуальных расстройств дети получали в течение года с небольшими перерывами биологически активные добавки
Лецитин и
Витазаврики в возрастных дозировках.
Лецитин – основное питательное вещество для нервной системы, обладающее ноотропными свойствами, улучшающее интеллектуальное и речевое развитие детей, память, работоспособность.
С первых курсов лечения отмечалась заметная положительная динамика в развитии речи, повышении познавательной активности. Словарь расширился и количественно, и качественно, дети начали использовать в речи предлоги, определения, наречия, соблюдать падежные окончания. Фразы стали более полными. У детей с общим недоразвитием речи сформировалась слоговая структура слов. Дети стали более собранными, улучшилась готовность к обучению в школе.
У детей с ФФН речевой диагноз был снят. У 8 детей с ОНР на фоне положительной речевой динамики остались некоторые элементы общего недоразвития речи; было рекомендовано присоединить занятия с логопедом на фоне продолжения приема
Лецитина.
Пример: Ребенок Артем 3., 6 лет, из многодетной малообеспеченной семьи, родился с врожденной патологией со стороны левого уха, инвалид детства. Младший брат, 2001 года рождения, страдает ОНР I ур. (алалия).
Аудиограмма больного: АД – слуховая реакция в норме. AS – поражение звукопроводящего аппарата.
Осмотр логопеда в мае 2005 г.: мышцы артикуляторного аппарата в гипотонусе. Увеличена масса языка, гиперсаливация. Речь несвязная, неразборчивая. Предметно-бытовой словарь ограничен. Предложения простой конструкции из одного-двух слов. Слоговая структура слов, звукопроизношение резко нарушены. Диагноз: общее недоразвитие речи I-II уровня на фоне снижения слуха.
Ребенок получал препараты NSP
Лецитин и
Омега-3 по 1 капсуле 1 раз в день курсами по 30-40 дней с небольшими интервалами. При осмотре в октябре 2005 года: ребенок строит фразы из 3-4 слов, например, "мальчик ловит бабочек". Из геометрических фигур назвал "круг", "квадратик". Назвал основные цвета, из обобщающих понятий – одежду, обувь. Проявляет интерес к заданиям, работает с удовольствием, стал более собранным, возросла работоспособность. Расширился словарь действий – "копать", "подметать", "купать". Улучшилась фонетическая сторона речи, произношение стало более четким, появилось интонационное оформление фраз. Мать мальчика отмечает значительное улучшение состояния речи у ребенка, увеличение словаря, более четкое произношение, появление интереса к обучению. Настроена на продолжение лечения.
Представленные данные свидетельствуют о том, что применение
Лецитина NSP для коррекции речевых и интеллектуальных расстройств у детей дошкольного возраста является высокоэффективным.